Николай Ситниченко |
к первой части |
Белое море-2000 Беломорск - Северодвинск часть вторая 04.08.15:50 Отошли от Усть-Яреньги только что. Небольшие проблемы с мотором. Утром проснулись - тишина, солнце, даже жарко. Поели, убрали за собой, собрались и пошли. Покатила волна с северо-востока - небольшая, но под мотором жестко бьет в левую скулу. Катамаран скачет, как фанерный конь на каруселях - поэтому такой почерк. Утром давление 1022 мб и штиль, на отходе упало до 1019. Только что пискнуло 16:00, давление 1020, слава богу. Эльмар с Бэтом сидят в дождевиках, брызги перелетают через верх, появились барашки, скорость 8-9 км/ч. У нас появился шестой член экипажа. Мухус Обыкновенникус летает по каюте в поисках места, где бы не так болтало. Я тоже искал, но - увы. А ей, видать, нравится наша селедка, и отнюдь не радует трехкилометровый беспосадочный перелет на берег. Только что глянул на Бэта. Ребята принимают балласт по полной программе. Они у нас по корме и я, лежа с блокнотиком на надувном матрасике под тентиком, подумал, что есть на свете еще суровые, сильные духом люди, и они где-то рядом. 09.09.17:40 Отошли от Яреньги. Вчера, пройдя около 15 км, пришлось зачалиться. Бэт с Эльмаром набрали в лодку литров 200 воды. Как только пристали - тишина. Как будто ничего не было. Ветер сменился на противоположный. Отчалили потихоньку - начала подниматься волна, уже попутная. В густых сумерках на Альбатросе отказал мотор, до Яреньги 9 км. Взяли на усы. Через час начал брыкаться и наш. Пришлось менять свечи, продувать. На вахте Гена с Отроуховым. К ним вышел Серый определиться по GPS. Не прошло и 10 минут вопли: - земля, мотор и т.д. Выпрыгнул из каюты, заглушил двигатель, чуть не вылетели на пляж 5 узловым ходом. (в 22:20). Тьма кромешная. Вахтенные и команда Альбатроса задубели так, что ходили как Вертеры, которым будет о чем вспомнить на свалке. Никогда я, пожалуй, еще не видел, чтобы в кромешной тьме костер в 1,5 метра был разведен с такой ошеломляющей быстротой. Наутро оказалось, что воткнулись мы в 5 метрах от устья реки Яреньги (точнее ручья). Место красивейшее - рисовать и рисовать, но об этом надо писать отдельно. Познакомились с людьми, яхтсмены из Северодванска. Хотя какие они к черту яхтсмены. Мужик, капитан, закончил Архангельскую мореходку. Водил пассажир на Соловки и водит до сих пор. Яхту строил сам, по книге 15 проектов. Я его так и спросил: Силуэт знакомый – Ассоль ? Он говорит – «нет». Я помолчал – 15 проектов? Он весь расплылся в улыбке. Ну конечно!!! Это не что иное, что собирался строить Бочаров. Нас даже пригласили на экскурсию. Ну да ладно, это все лирика. На самом деле идем мы сейчас чертовски весело. 7 человек на борту, все тяжелые вещи в катамаране Бэта, который у нас на буксире. Последний спирт заедаем семгой. У нас ее килограмм 5. Это +. Но! Давление рушится с самого утра с 1016 до 1004 Мб (это вам не хрен собачий). Волна с барашками. Ветер отжимной порывистый. Небо самое, что ни наесть. Рваные, шквальные облака на приветливом черно-сером фоне. Радует одно – ветер откуда-то с Юго-востока – Востока. Передали в Яреньге, чтобы позвонили по домам; надеюсь, весточка дойдет. Кат гнется, скрипит, стонет, но идет, идет, идет. В принципе, все готовы к подвигу. Где-то через час начнем пересекать Унскую губу. Рассчитали, пойдем по приливному течению, которое пойдет навстречу волне. С одной стороны хорошо – не будет так отжимать – с другой стороны плохо – будем целый час барахтаться в сувое. Волна со встречным течением создает толчею. Нас об этом предупреждали еще в Яренге. Ну да ладно, даст бог, прорвемся. Мы готовы. Впервые за все время, все в спасжилетах, тепло одеты, вещи разложены как в музее – все на своих местах, на судне порядок, если не считать запаха, который исходит из наших глоток. До новых встреч !!! 09.1117:56 Пишу на ходу. Нас тащит Валькирия на своем моторе. Наша мариночка сдохла, хотя вчера я закатил ей основательную взбучку. Только что нашли причину – из четырех клапанов сломаны 3. Все ! Небольшой экскурс в прошлое – 9 числа, на подходах к Яренгскому рогу Унской губы, увидели длинную коргу. Нас о ней предупреждали, но ее размеры меня удивили все равно. Она узкая, с отдельно торчащими камнями, хорошо читается по бурунам и уходит в море километра на два. Пришлось уходить мористее. Волна около 2 метров вылетает из губы. 1000 Мб, NO 1-2 м/с Мелкая морось. Ветер более-менее ровный. Кораблик переваливается, брызги летят в лицо. Я ожидал худшего, хотя и это была не просто прогулка. Губу пересекли. Начались сумерки, и тут мотор сдох. На качке, с фонариками в руках, пытались вдохнуть в него жизнь, но тщетно. Все это время нас тащило обратно. Опомнились в 700 метрах от этой чертовой Яренгской корги. Спешно подняли паруса. Дальше началось вообще черти что. Описывать все это просто неохота. Похоже, в GPS была заложена ошибка. Верь своим глазам! Ушли в море на север километров на десять в полной темноте. Это, пожалуй, первая серьезная навигационная ошибка на моей памяти. Расплата была тяжелой. Бэт с Эльмаром ушли на Альбатрос. Начались парусные гонки в условиях ограниченной видимости. Позже они рассказали, что они видели, как мы уходили в открытое море, повернув корму к берегу. Некоторое время гнались за нами, но потом повернули обратно. Ветер крепчал. Нас начало болтать не по-детски. Мы почувствовали неладное довольно поздно. Слава богу, в поле зрения попали огни, указывающие вход в туже самую Унскую губу. Окоченевшие, продрогшие до костей под холодным дождем, мы только в 5:40 утра галсами дошли до берега. Всего в 2 километрах от того места, куда мы попали 8 часов назад, когда у нас заглох двигатель. Очень трудная ночь. Последнюю героическую вахту отстояли Серега Остроухов и Гена. Идя галсами и настраивая паруса под лучом фонарика, под дождем, при температуре воздуха менее 10 градусов по Цельсию. Я время от времени к ним выскакивал - большей частью чтоб (прости меня, господи) отвести душу, ну и помочь, конечно. Серега Б. лежал в каюте со всеми симптомами переохлаждения. За 2,5 часа до высадки словили бревно. Я находился в каюте по правому борту и отчетливо почувствовал мягкий толчек, потом шорох под правым баллоном до самый кормы и легкий удар - очевидно в перо руля. Обошлось. На подходе к берегу отмель на 100 метров - километр. Шверт не опустить Еле причалили. Берег мрачный. Прямо напротив нас остов какого-то корабля. Кормовая часть. Его то мы и подпалили, чтобы согреться. Вскоре вышло солнце. Мы легли, вытянувшись ногами к огню и смотрели как из пламени, будто гнилые зубы, вылезают кованные корабельные гвозди. Бэта с Эльмаром конечно потеряли. Отогревшись, Гена с Серегой решили пройти вдоль берега назад. Мы видели там костер еще ночью с воды. Слава богу, это были они. Решили отлежаться хотя бы часов до 11, потом воссоединить отряд в месте нашей выброски. Денек был солнечный и тихий. Проспав до 12, начали заниматься делами. Бэт перегнал катамаран. Мы устроили головомойки обоим двигателям. Николай отфильтровал все оставшееся топливо. Гена с Остроуховым приготовили королевский обед. Уха из семги, жареная картошка и томленая семга с лимоном. Допили по капельке весь спирт, что купили в Яреньге. Серега достал плеер. Гена собрал кальян. Мы ели, курили ароматный яблочный табак и слушали музыку к фильму «мертвец». А над нами громоздились облака, красные в вечерней заре, море как зеркало и даже маленькая радуга. Пожалуй, это был самый тихий и красивый вечер за все время. Расперло так, что Остроухов, Гена, Бэт и я побежали купаться. Воды по колено на километр. Поэтому поплавать не удалось, но мы носились голые по мелководью, брызгались и орали. Кайф, хотя водичка градусов 13. Потом собрались у костра все, попели песен, потравили «о своем, о девичьем». Ночью пошел дождь, расползлись по палаткам. Сегодня в 11 встали, по-прежнему дождик и штиль. Собрали вещи и отчалили. Я лежу под тентом на корме. Цирк - Гена с Остроуховым рубятся в буру на мизинчики. Весь корабль вздрагивает. Так энергично они стараются сделать друг другу побольнее. То и дело слышны сухие щелчки, крики и смех. Мы уже 3,5 часа на ходу. Скорость около 7,5-8 км/ч. Настроение хорошее у всех, гогот, шутки, не знаю только, как там Бэт с Эльмаром - слышу только их двигатель. До Сюзьмы нам 2,5 километра. Но мы пойдем дальше. Хотим сегодня встать на ночь километрах в 15 от Северодвинска, чтобы завтра днем войти в город. Вот и кончается наш отдых. 09.13.13:00 Пишу на ходу. Идем под парусами, 8 км/ч. 11ого прошли дальше Сюзьмы километра 3 и встали на берегу «Деревянной скульптуры», как я его обозвал. Разбили лагерь. На следующий день собирались уходить, но еще с ночи прижало к берегу злобным ветром и волной. Поэтому 12 стояли. Ближе к вечеру поутихло. Вышло солнышко. У Эльмара день рожденья - 27 лет. Как он сказал, первый «сухой» день рожденья за последние лет 15. Бэт с Бочаровым незаметно исчезли (незаметно для Эльмара). Братки пошли на подвиг - 25 километров за бухлом, в военный поселок Сопка. Вернулись около 11 вечера. (1012 Мб, NW 5 м/с-8 м/с, дождик) Притащили 3 батона хлеба, курево, две баклашки пива и литр спирта. Мы замутили ерша, и понеслось. Вечер начался. Но самая чума была еще впереди. Природа не осталась в стороне от нашего праздника. Ночью задул холодный ветер с моря, сильный и ровный, и вдруг все небо озарило северным сиянием. Вот это да! Вспыхивая и угасая, переливаясь разными цветами, продолжалось часа четыре. Красота. Ветер свистел, с двух сторон полыхали два пионерских костра, искры уносились в темноту, мы орали песни, а над нами ходили сполохи. Чума! Встали сегодня около 11 утра, собрались и в час дня вышли.
Это последний написанный Колей абзац. Через двое суток, 15 сентября 2000 года, на последней стоянке недалеко от Северодвинска, когда намеченный маршрут был завершен и часть участников уже были в Москве, его сердце внезапно остановилось. Причину остановки сердца медицинское заключение не обозначило. |
к оглавлению |