Николай Ситниченко

к первой части
Белое море - 1999
Рабочеостровск - Онега
(часть вторая)

Ночь глухая, небо черное, все в тучах, не видно ни хрена. Боковая качка, давление нормальное. Несемся, как сумасшедшие корсары, мотор то и дело хлебает воду, кругом полный мрак, только планктон светится в черной воде вдоль бортов. Все немножко нервничают, но пытаются отвлечься, каждый по-своему. Я вот сел писать. Ручку не нашел, поэтому карандашом. Криво, потому что качает, неровным стилем потому что слушаю мотор и не могу обдумать предложение, потому что в левой руке фонарик и в нем садятся батарейки.
Набор короче, - шпарим в полном мраке, левая штанина мокрая. Тимофею вообще плохо - лежит. Грачев смотрит в небо и спрашивает про давление каждые пять минут. Серый смотрит то в навигатор, то вперед; но вперед - так, по привычке. Все равно ниче не видать; и постоянно требует рому! Слева чернота - чернее черного - Онневые луды, справа то же самое - Хедостров. Нам куда-то между ними, и где-то там по курсу о. Моржанец, а за ним уже Няпа. Набор короче, несемся.
Марина дала мне с собой четыре письма. Я решил их читать постепенно. Первое называлось «немного грустный день». Я прочел его на Кузовах. Второе - «радуйся жизни». На Голомянном. А третье хотел прочитать на Коткано, но забыл. А сейчас они выпали из тетради, и я прочел. Оно называется очень «в кассу» - «ночь», и совсем короткое. Приводить текст полностью не буду, могу только сказать, что это ласковое напутствие отходящему ко сну или просто отдыхающему человеку, заканчивающееся словами «спокойной ночи». Очень бы хотелось именно этого. Именно ее - спокойной ночи. И вообще все эти - «Счастливого плавания», «Семь футов под килем», «Попутного ветра» - все это тонет в окружающем мраке. И только это «спокойной ночи» звучит как-то убедительно. Спокойной нам ночи…
Все предметы потеряли объем, остались только контуры, плоские и черные. Контур борта катамарана, из него торчат, как ростовые мишени, контуры Бочарова и Лехи Грачева, из контура Грачева торчит контур гика, и все это несется со скоростью 12 километров в час, раскачиваясь из стороны в сторону на фоне пятнистого черного неба.
Настоящие морские разбойники, берущие корабли на таран, убийцы и грабители, чьих лиц никто никогда не видел.
Лезет в голову всякая чертовщина про летучие голландцы.
Настроение тревожное и авантюрно-шаловливое одновременно.
Рассвет где-то через 1.5 часа.
Спокойной нам ночи, господа!

21.44.08.15.99
До Няпы дошли нормально.
Очень крепкий золотой корень, дятлы садятся чуть ли не голову. Рассвет. Потрясно выглядит с Няпы луда, которая прямо рядом с ней. Няпа высокая – метров 50 не меньше, луда метра 2 и с высоты лежит под тобой. Складки, лужи, пятна мха, а вокруг море. На противоположной стороне тоже маленькая лудка, но подальше. На ней - огромный жирный тюлень. Смотрели на него в бинокль.
Лехи б__т, у меня болит живот, только Серый, не поевший жареных грибов перед отходом, чувствует себя нормально. Все мокрое, идет дождь, усталость смертельная, холод, рвота, зеленые лица, но нам почему-то весело, ржем друг над другом. Это наверно от того, что уже наступил рассвет.
Перекусили – активированный уголь, фестал, сода. Запили, так и пошли на на Кий. Еще 36 км после 24.
Только отошли - прямо по курсу здоровенное бревно торцом вверх торчит из воды – топляк в волнах почти не виден. Обошли, – сразу вспомнилась ночь…
Добрались без происшествий. В 9 утра после 3 часов хода причалили к Кию. Люди, надписи, мусор, глупые вопросы. Да, одичали мы, конечно, порядочно.
Серый сказал меткую фразу, отливая за деревом – «Чувствую себя как в Москве «за ларьком». Так и есть. Вокруг тропы, откуда ждать гостей неизвестно. На острове дом отдыха и контингент просто убийственный.
Сцена – мы лежим, спим, просто никакие от усталости, на пеночках в спальниках, кто где. Прибегают 4 мужика. Можно у вас фотографироваться, а в какую погоду на нем можно ходить? И т.д. Хочется их всех перестрелять.

17.43.08.17.99
Лежим в недостроенном сарае на станции «Вонгуда».
Как дело было?
На Кию просидели недолго. Несмотря на уверение, что на святой земле бухла не водится, литр спирта мы все-таки нашли. Напились как черти (6 дней воздержание), легли под утро кто где, дождь, все мокрое.
Проспали часа 4, встали, чтобы не проспать прилив, уходить в Онегу. Холодно, все мокрое, давление падает, всех тошнит, все кроме Серого, бл__т, извините за выражение, завтраком.
Вышли. Море напоследок порадовало адреналином.
Волна 1.5-2 редко больше, глиссера 17,5 км/ч - движок на бешеных оборотах вот-вот разлетится, и стаксель. Топливная магистраль забита Кийским грязным бензином, в руках груша, коленями держу крышку, чтобы только не залило карбюратор.

На этом месте запись оборвалась – срочно позвал бриться Тимофей. Дописываю уже в Москве.
Благополучно штормом нас забросило в Онегу.
На подходах слалом – по реке сплавляют лес, бревна, обрывки сплавных плотов, мусор.
Право, лево, право. С берега, наверное, выглядело смешно.
Причалили прямо в городе. Начали разбирать катамаран. Дождь, ветер.
На море шторм такой, что в реку влетают волны под 2 метра, вода мутная. Все мокрое, все в песке. Провели веселые сутки. Поезд, точнее вагон, на Москву каждое утро. Поехали на вокзал. Касса работает с 6 утра до 8 утра и с 8.30 до 1 дня. Пролетели. На следующий день утром погрузили вещи на «Газель».
Поехали сдавать.
Багаж принимают в понедельник с 10 до 12 и в пятницу. Что делать? А это было во вторник. Заплатили водителю и поехали в Вонгуду – это на магистрали Архангельск-Москва. 35 км. Красота. Напились еще в кузове. Там разгрузились. Багаж отправили. Залегли в сарай. Прямых билетов нет. Доехали в итоге до Обозерска. Там 2 часа ждали поезд на Москву. Дорога была трудная. Я упал с верхней полки, зацепил коробку с сахаром, который разлетелся по всему вагону. Среди ночи совершенно посторонние люди собирали этот сахар и клали меня обратно. Я так и не проснулся. Утром рассказали – я не поверил.
Рассказали, правда, не все. Не хотели ставить меня в неловкое положение. Сказали, что сам залез обратно, - Серый, оказывается все это видел, но ему было не до меня.
В Москве радость - встреча, старая жизнь. Вот, пожалуй, и все.

Подведем итоги:
Нами пройдено 230 км.
Из них на парусах 83 или 37%
За 6 ходовых суток (переходов), что составляет ~ 40 км переход.
Маршрут пройден за 31 час, что составляет среднюю скорость 7.4 км/ч.
Расход топлива 490 мл на 1 км.
Ну и последнее.
4 мужика, погода, отсутствие поломок и аварий, бытовухи, опыт, юмор, свобода, отсутствие планов – сплошное творчество, прекрасная кухня. Все это сделало Белое море 99.
Это был не просто отдых, не просто чувство удовлетворения, это был настоящий восторг.
На всю жизнь я запомню, как мы причалили, обнимались и визжали от радости под дождем и ветром на берегу Онеги.
Мокрые, грязные, заросшие и одичавшие.
Молодые и такие счастливые.



к оглавлению


Hosted by uCoz