Николай Ситниченко

О. Осинка
8.28.00.15.40
Ну, наконец-то...
Давным-давно поехали ребятки на Белое море. Но опоздали на поезд, груз уехал, а они остались. Спустя сутки кое-как уехали сами. Всю дорогу дожди, холодно. Я уже не сомневался, что лета в этом году не увижу. На ст. Идель (до Беломорска 2 часа) дождь, тучи, холод. В Беломорске звездное небо, теплый ветер. Поезд пришел в 1 час ночи. Нас встретили, открыли багажную станцию. Слава богу, все на месте. Около половины четвертого были в Разнаволоке уже с хлебом, бензином и т.п.
Состав на метеостанции (мужской) помолодел, и после нашего приезда перебрался на берег в составе - Альберт, Юра, (сменщики со станции) Бэк и Муха – две лайки; одна взрослая, другая ещё щенок. Бэк – умница, Муха – сволочь и ворюга.
(Давл. 1020 Мб. Температура 23. SW 5-10 мс.)
Собрали катамараны, пока ждали своих (Гену и Серегу О.) сходили в баню, пару раз напились, сломали мотор, и, вообще, чуть с ума не сошли. Они появились внезапно, в полчетвертого ночи, прямо посреди грядки с картошкой. Мы с Серым, единственные оставшиеся в живых, сначала их не признали – думали белка.
На следующий день – слезное прощанье и отход.
Это было 27 августа (вчера). До Осинки шли под парусами около 2,5 часов, скорость 7-8 км/ч, на порывах до 10.
Все время погода отличная. Солнце, жара. Температура воды 18 в день нашего приезда, а до этого достигала 22. Мы с Бэтом пару раз искупались и позагорали. Серега тоже искупался, но в более холодной воде, уже на Осинке, и не раздеваясь. Просто утром, проснувшись, мы заметили исчезновение лодки. Перетряхнув спальники, выяснили, что Гены и Остроухова нет. Ветерок разгулялся, волна до 1,5 метров.
За островом какие-то козлы подают сигналы бедствия, стоя в лодке и размахивая веслом. Рыбаки ушли, взяв с собой два весла и якорь. Рация, жилеты – все на берегу. Мало того, никому ничего не сказали. Весло сломалось, выгрести они не смогли. Короче, в прижимной ветер пришлось Бэту, Эльмару и Сереге идти на спас работы – вот Серый и искупался.
А вообще погода хорошая. Хоть волна и ветер сильные, а сижу я по пояс голый, облокотясь на теплый камушек и жмурюсь на солнышко. Прилив идет вовсю, шумит прибой. Пообедали – до завтра придется посидеть тут. Море неспокойное и давление скачет, хотя штормом и близко не пахнет. Тьфу-тьфу-тьфу...

02.09.00.22.06
29 августа вечером снялись на Жужмуй с попутным ветром. Бэт пришвартовался к нам, и на полпути было принято решение, не заходя на Жужмуй, оставив его с правого борта, идти дальше, и не просто дальше, а на Анзер.
Так и шпарили 80 километров в течение 21 часа, и все под парусами. Волна метра полтора и выше. Я с Геной забился в сырой спальничек, а остальные четверо встали на вахту. Затем постепенно произошла подмена. Красота неописуемая. Звездное небо, млечный путь и звезды падают прямо в море. В черной воде вспыхивает и крутится в воронках искрами.
(1002 Мб. ~170 С, Ветер NW 8-10 м/с, дождь, все небо обложено)|
Все бы ничего, если б мы так не устали и катамаран был бы приготовлен к 80-километровому переходу. Наутро мы расцепились, и последние три часа я болтался на румпеле как мокрая тряпка, а к Бэту попал Остроухов. На юго-востк от Муксалмы в море уходят корги километров на десять. По низкой воде пройти тяжело. Сорвали шпонку, пока выбирались.
Пришли на Анзер. Я рухнул как подкошенный, хотя из 21 часа просидел от силы 6. Но, правда, заснуть на ходу так и не смог. Видели много тюленей, и работу огарщиков. Работенка еще та. Длинной косой срезают капусту, достают и укладывают буквально по листочку.
На Анзере подружились с властями. Прогулялись. Видели пирамиду, сложенную матросами по приказу Петра I. Впечатляет! Так, на глаз, кажется метров 15 на 25. В прилив торчит, как остров. Там же сходили на Голгофу, осмотрели Анзерский скит. Впечатляющее зрелище. Жаль только восстановлению скорее всего уже не подлежит. Фундамент в нескольких местах просел, по стенам трещины. Вся церковь сложена с каналами воздушного отопления, но печи практически разрушены. Потрясно смотрится с моря, и с нее панорама тоже красивая. Жаль, не видели анзерских оленей. Не попались. Много грибов и черники.
03.09.00.10:49
Никак не могу догнать время. Вчера так и не дописал до нашей эры. Урок Мира и День Знаний мы отметили ночным переходом Анзер – Ухтнаволок, 35 км. Примерно за 4,5 часа мотором. Паруса вообще не ставили. Погода стремительно портилась. Давление упало до тысячи. Дошли кое-как, встали на семи ветрах. С нами с Анзера попросился Николай. Ему надо в Архангельск, но не к спеху. Везет в монастырь кузов селедки. Мы его взяли. От катамарана наконец-то запахло по-настоящему – топливом, горячей смазкой и селедкой. Поставили в темноте лагерь. Немного выпили. Слева в море вращающийся двулучевой маяк – Жижгинский. Красота! На берегу большая изба, пахнет мертвечиной. Двери заперты, а в вольере бегает здоровая голодная лайка. До утра решили ничего не трогать.
(1001 Мб, ветер SW~5 м/с)
На берегу следы кораблекрушения – кусок кормы с румпелями и куском гребного вала. Что-то типа МРБ или чуть больше. Очевидно, выбросились на берег сознательно – тут единственный маленький песчаный пляжик. Вправо и влево одни камни.
Мы с Серым легли в катамаране спать, и тут дали воду. Проснулись мы с ним в лужах, мокрые насквозь. Надо заметить, что мокрый спальник и сильный ветер с дождем перестали делать меня мужественным и счастливым. Стареем?
Пока мы с Серегой шатались по лагерю с мыслями, как бы поспать в теплой обволакивающей сырости, ребята (Гена, Остроухов и Николай) вскрыли дом. Оказалось, что воняют оленьи шкуры и вообще бедлам страшный. Если б не собака, подумал бы, что лет 10 никого там не было. Зато они нашли баню в доме и умудрились ее протопить. Вчера, после бани, лежа в палатке со свечкой, я пытался заполнить пробелы. Но сил не хватило.
Сейчас светит солнце, но ветер холодный, прибой бьет в берег. Надо с этого перекрестка уматывать подальше в Двинскую губу. Чем сегодня и собирались заняться. Эльмар рассказал позавчера анекдот, и у нас теперь появился общий девиз. Анекдот такой: приходит мужик поступать в консерваторию. Его спрашивают, что он умеет, на каких инструментах играет. Он говорит, что образования музыкального у него нет, зато он может с помощью задницы сыграть им какое-нибудь произведение. Достает ноты – играет идеально. Ему приносят ноты Баха, спрашивают, а это можете? «Дайте посмотреть партитуру” – отвечает он. Глядит и говорит: - Нет, это не могу, тут в одном месте обо.....ться можно».
А девиз у нас возник такой: Чтобы нам доиграть эту пьесу до конца и не обо...ться!
До Северодвинска 158 км. До Архангельска еще около 25. А у нас такое подозрение, что лето кончилось. И как там у Визбора: --Снова просеки огнем горят, здравствуй осень милая моя ... .И чего- то там дальше- ... золотые сундуки зари перед нами отвори ... .
Вот на эти сундуки мы и смотрим теперь 2 раза в сутки.
Но я все- таки надеюсь, что погода еще простоит. Уж больно хорошо загорать и купаться и без темных очков чувствовать себя буквально раздетым.
09.07.00.1:20 Усть-Яреньга
Отстаиваемся. Третьего сентября проглянуло солнце, и мы все-таки пошли дальше. Быстро похватав вещи и свалив их в кат плотной сырой кучей. Вышли сквозь прибой кое-как - в сцепке, на одном моторе. Пошли в попутный ветер, поставили стаксель. Скорость около 12 км/ч. (стаксель+мотор). Даже короткие глиссера на волнах. Шли вдоль берега, разошлись с грузовым кораблем (малый контейнеровоз), старая ржавая калоша. Пришел с левой скулы (с моря). Встал на разгрузку к селу Летний берег. Прошли у него по корме, повспоминали МППСС.
Все искали избу Тимофеева - до нее было около 15 км. от прежней стоянки.
(1013 Мб, скачет как верблюд шестигорбый N; Nw; W; На море балла 3 . Град, дожди.)
В похожем месте встали, пошли в избу. Подняли с постели в ж… пьяного хозяина, но он не обиделся и рассказал, что от избы Тимофеева уже и ямы не осталось, только губа - губа Тимофеева, и мы ее только что прошли мимо. Нам хотелось одного - попасть в чистую избу - пусть маленькую, но пустую. Он рассказал, как найти армейский вагон с печкой, сараем и нарами.
Попрощались. Пошли дальше. Около восьми километров шли под одним стакселем 7 км/ч, ветер с материка, но в море длинные корги, идти под прикрытием берега не получилось. Сижу в вагоне. Обычный кунг от армейского грузовика, к нему пристроен сарай - сени. Печка, 3 пружинные койки, стол. Но это все-таки уют! Начиная с вечера третьего, задул полуночник - иначе не скажешь. 4-го в нашу красивую песчаную бухту (глубокую кстати) начали влетать нормальные волны метра по 2,5 высотой. Катамараны перетаскивали раз 6 все дальше и дальше. И началось великое Усть- Яренгское сидение. Красота, конечно - обрыв песчаный метров 12 высотой. Под тобой ревущий прибой. Бухта километра 3 протяженностью и вглубь метров 600 завалена плавником, длинный песчаный полумесяц, впадает река. И пенная полоса шириной до 150 метров и ветер метров 20 в секунду и дождевые заряды и волны обрушиваются на берег. Вчера, в ночь с 5 на 6, наш армейский вагон качало вместе с печкой и трубой. А мы вспоминали Элли с Тотошкой. У Серегиной палатки, которую мы поставили на берегу, как склад, сломало дугу. По берегу шляются всякие. Сначала в 4 утра 4 сентября пришли два катера под 40-сильными ямахами. Выскочили 4 мужика с парой ружей, осмотрели катамараны и рванули на реку искать наши сети. Ан нет, обознатушки. Хорошо, я лег на берегу в траве. Тут как раз началась ж… с погодой, проснулся я под дождем, а после уже увидел как они подходят. По номерам на катерах и одинаковой одежде, понял - рыбнадзор.
Потом уж огляделся, вышел к ним. Покурили, и они слава богу ушли. Следом выяснилось, что, вокруг лагеря шляется приличных размеров медведь. Свежие следы находим каждый день. Море ревет и выйти, я думаю, мы не сможем, даже если очень захотеть. Такой прибой можно пройти на океанском каноэ, но не как на не нагруженном катамаране. Хотя все уже понимают, что вроде бы надо сниматься. Как-никак, а пилить еще 150 минимум. Сахара на 4 дня, остального на неделю. Спирта на один маленький вечер.
4;5;6; сентября - ждем. Все прилежно интересуются у меня давлением атмосферы на единицу площади. К сожалению, обрадовать пока нечем. Ветер пошел против солнца и непонятно чего ждать. . (Папа, поздравляю тебя с днем рождения. Долгих лет тебе и здоровья!)
Два часа назад, например, шибанул два раза град. Небольшой, где-то с гречневую крупу. Потом стихло, а сейчас опять дует, но уже с запада.
Сейчас около 2 ночи, буду ложиться спать. Завтра или снимемся или будем составлять список культмассовых мероприятий типа перетягивание каната, метание молота, резьба по дереву и т.д.
Надо чем-то заниматься кроме кулинарии и азартных игр. Позавчера я отравился какой-то дрянью (точнее просто не выпил чаю после довольно жирного ужина), промучился всю ночь, затравил весь берег. Сегодня Эльмар свалился точно так же. Только уже от чего-то другого.
Я, пожалуй, завтра побреюсь. Может, поможет.
09.08.00.00:13
По-моему помогло! Сегодня, т.е. уже вчера, обследовали лес и бревенчатую конуру, что стоит на опушке, на предмет истопить баню и переломить наконец-то погоду. Решили, что пригодна. Нашли бочки, натаскали воды, сварили 100 литров хвойного отвара. Навалили камней, короче целый день были заняты. Пока топили, в 3-ий раз попытался порисовать, не выходит, хотя место довольно живописное. А, да! Ходили в лес. Просто сказка. Долго думаю, как это описать. Уже пять минут сижу и думаю - невозможно. Медвежья шерсть, мох, вывороченные деревья, четко очерченными пятнами какая-то красная травка - точнее карликовый кустарник, камни ...
(1019 Мб.NW 5-7 мс, после полуночи 5, южн, но очень слабый, возможно бриз. Небо звездное впервые за 5 дней, с севера туча, черные перья веером)
Короче, берешь книжку издательства ГОСЗНАК примерно 65 года издания «про Ивана и Серого волка» и открываешь на любой странице. Билибин знал, что делал.
В лес пошли сначала мы с Андрюхой, причем мы туда не собирались, а просто шаг сделали и пошли ... пошли ... где- то через километр совесть напомнила о бане. Потом исчез Серый с Эльмаром уже часа на 3. А Гена с Остроуховым пошли вверх по реке и вообще пропали. Мы решили, чтоб уж наверняка задобрить ветер, еще и постирать. Скоро на сушке для сетей гордо развевались трое джинс, несколько маек и трусов. Вода в наших дьявольских котлах уже закипела и мы пошли париться. Мы надеялись на результат, но это было выше всяких ожиданий. Снять весь пар так и не смогли. Разомлели в кисель. Окатившись ледяной водой заметили, что ветер поутих. Тогда уж побрились и даже почистили зубы. Поужинали и начали волноваться - куда делись наши краеведы? Темно уже!
Через часик – здрасьте - …опа - новый год! Приходят усталые и счастливые. Ушли километров на десять. Начали доставать трофеи. Гена поймал форель в речке и начал теребить всех про крючки и поплавки и про то, что он все понял и.т.д. Короче в Москву он уже не торопится. В голове одна форель. А голубоглазый ангел скромно водрузил на стол груду гнилых подосиновиков, затем футляр от «мыльницы» с брусникой (как он сказал - «я такой крупной в жизни не видел», правда она оказалась водянистой и безвкусной), а под занавес - положил на стол прозрачный пакетик (типа тех, в которых цыгане продают бисер), в котором лежало ... что бы вы думали?- галлюциногенные поганки. И не просто, а целая куча. Пока мы пытались преодолеть «запредельное торможение» (мед. термин), наш скромный псилоцибиновый друг деловито пристроил грибочки над печкой, поклевал из кастрюльки и ушел баиньки. Хорошо, что это было не первое его выступление. Как-то на днях Андрюха в какой- то связи говорил о какой-то там знаменитой бабе, которая ушла в политику и в корпус Мира, но до этого прославилась тем, что сделала минет 67 мужикам в течении одного часа, но вот имени он не помнит, но это неважно и т.д. И тут наш скромняга, скрюченный в уголочке, не отрывая глаз от книги, называет ее имя. И делает это спокойно, не хвастаясь, а просто желая помочь товарищу. Бэт обрадовано воскликнул - о, точно! и хотел продолжить, но аудитории уже не было ...
Но и это еще не все. После этого они решили сыграть в карты. Остроухов достал свою колоду и вытряхнул из коробочки 54 однополых млекопитающих особи. Игра была серьезная, и посреди первого круга раздался вопль отчаяния - «Где король? Куда делся мой король? Ах, ну да - вот он!». В результате Троицк оказался на втором месте после Полежаевской.